Психология и соционика :: Просмотр темы - «Я владею типом» или «Тип владеет мной»?
Список форумов Психология и соционика
Психологический форум
 

 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   ВходВход 

Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   

«Я владею типом» или «Тип владеет мной»?

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Психология и соционика -> Типирование
 
Автор Сообщение
Oleg
Администратор, клуб "Квадра"
Администратор, клуб
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Бальзак
Возраст: 42
Знак зодиака: Лев
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 09.10.2005
Сообщения: 5782
СообщениеДобавлено: Пт Дек 15, 2006 11:16 pm    Заголовок сообщения: «Я владею типом» или «Тип владеет мной»? Ответить с цитатой

Авторы статьи попросили меня выложить текст.

Так как пока у участников их клуба нет доступа в закрытый раздел форума для известных социоников, я его продублирую и здесь:

«Я владею типом» или «Тип владеет мной»?


Авторы - Мельникова Н.Н., Полев Д.М.

В последнее время на клубных занятиях мы часто касаемся вопросов функционирования личности «в типе». С одной стороны, здесь затрагиваются вопросы реализации личности с опорой на ведущие функции, проблемы развития и поддержки сильных сторон личности, с другой – поднимается острый вопрос об односторонности и ограниченности типа (что является «любимым» аргументом противников типологии) и вытекающие отсюда проблемы психической компенсации, дуализации и поисков путей, методов и форм гармоничного развития.

Когда мы говорим о типологических проявлениях человека, мы нередко употребляем выражения: «акцентуированный», «компенсированный», «дуализированный», «реализованный» и др. часто не совсем отдавая себе отчёт о сущности этих характеристик и различиях между ними. Чем, например, отличается «компенсированный» психотип от «дуализированного»? Может ли психотип одновременно быть «акцентуированным» и «реализованным»? Чтобы внести некоторую ясность в эту терминологическую путаницу, мы решили применить простой аналитический приём, выделив три наиболее существенных качества, с помощью которых могут описываться индивидуальные различия в проявлениях типа.

первое – степень выраженности ведущих функций;
второе – характер соотношения ведущих функций с другими;
третье – освоенность, управляемость и осознанность собственного типа.

Первая ось затрагивает вопросы персональной идентичности, а также проясняет некоторые моменты, касающиеся трудностей определения психологического типа отдельных людей.
Вторая – позволяет внести некоторую ясность в область, рассматривающую проблемы психической компенсации и гармоничного развития личности.
Третья – касается вопросов самоконтроля, самоорганизации и, в конечном итоге, реализации личности в социальной среде.

В соответствии с этими тремя основаниями мы попытаемся упорядочить известные нам проявления типа. Сразу отметим, что приведённая ниже классификация ни в коем случае не является какой-либо новой типологией или чем-то в этом роде. Здесь классификация выступает лишь как метод познания и осмысления. Обозначенные оси могут накладываться друг на друга, и в точках их пересечений мы обнаружим весьма любопытные и узнаваемые феномены, которые, надеемся, теперь станут для нас и более понятными.

В данной статье мы рассмотрим последовательно каждое основание, обращая внимание на ключевые признаки выделяемых групп, чтобы сделать их «осязаемыми» и доступными для опознания. А в следующий раз, используя приведённую классификацию, – постараемся приблизиться к ответам на весьма интригующие и животрепещущие вопросы. В частности, обсудим, в каких случаях и почему психологический тип отдельных людей может быть слабо выраженным, проведём различия между «акцентуированным» и «интегрированным» типами, затронем такие темы, как «гениальность и помешательство», особенности проявлений типа у детей и подростков, вопросы реализации личности в рамках типа и другие. Смеем надеяться, что такой экскурс будет для Вас не только интересным, но и полезным как в плане освоения соционики, так и собственной личности.

И так, три простые классификации и их краткая феноменология.
Достаточно очевидно, что не все люди обладают ярко выраженными типологическими проявлениями. (Отсюда возникают идеи о том, что типов, как таковых не существует, что есть промежуточные типы, или «любимая сказка» про 17-й тип). Для удобства анализа мы можем выделить здесь три условные группы.

1. По степени выраженности ведущих функций психотип может быть (1) невыраженным, (2) проявленным и (3) выраженным. С этим часто связано то, насколько нам легко определить тип человека.
Когда мы имеем дело с «невыраженным» типом, мы долго теряемся в догадках, поскольку у нас не хватает информации, за которую можно зацепиться, чтобы вынести заключение о принадлежности человека к тому или иному типу. Мы наблюдаем либо очень бедные, либо чрезвычайно недифференцированные проявления, в которых, вроде, есть всего понемногу, но ничто не выражает себя ярко, уверенно и отчётливо. О таком человеке мы говорим «ни рыба – ни мясо», и, чтобы определить его психотип, нам приходится идти на компромисс, субъективно отдавая предпочтение тем или иным признакам. Именно для этой группы типируемых наблюдается наибольшее расхождение мнений социоников.

«Проявленный» психотип уже демонстрирует достаточную иерархию в своих проявлениях и предпочтениях и, обычно, после непродолжительного наблюдения и взаимодействия можно выделить функции, которые проявляются ярче, увереннее, чаще и успешнее других.

«Выраженный» психотип, как правило, определяется чуть ли не «с первого взгляда». Все мы встречали таких людей, образ и проявления которых очень близки к прототипу, с которых можно буквально «списывать портрет» определённого типажа.

Из предложенной градации вытекают, как минимум, два вопроса, имеющих практический интерес.

Первый вопрос: почему, и в каких случаях психотип человека оказывается «невыраженным»? И можно ли в этом случае говорить, что человек «не принадлежит ни к какому типу»?

Второй вопрос: «выраженный» психотип – это хорошо или плохо? Стоит ли к этому стремиться?

Подробно мы обсудим это в следующей статье. Хотя, что-то может для Вас проясниться уже и в ходе изучения двух последующих классификаций.

2. По характеру соотношения ведущих функций с другими можно выделить: (1) акцентуированный психотип, (2) компенсированный, (3) интегрированный, (4) искажённый.

«Акцентуированной» мы называем такую личность, у которой ярко выражены ведущие функции (особенно, 1-я), остальные же откровенно слабы. У акцентуированного типа, как правило, наиболее ярко заметны «типные проблемы»: «заморочки» по 3-й, почти абсолютное игнорирование 8-й, хаос в области 5-й и т.д. При этом, доминирование 1-й функции может достигать грандиозных масштабов, замещая собой почти всё функционирование личности. Поэтому акцентуированные личности чаще всего производят впечатление несколько чудаковатых (каждый тип по-своему) и слабоприспособленных.

«Акцентуированный» психотип обычно приобретает весьма устойчивый динамический стереотип и характерную мимическую маску, отражающие специфику ведущих функций «не разбавленных» ничем другим (например, неухоженный, погружённый в себя Бальзак, с ввалившимися глазами и превратившимися в ниточку от отсутствия эмоций губами; или растрёпанный Дон Кихот, несущийся вперёд, со взглядом одержимого и болтающимися во все стороны руками). Именно акцентуированных людей достаточно легко определять по внешним признакам «с первого взгляда», или даже по фотографиям.
Психотип акцентуированных личностей, как правило, ярко выражен (см. предыдущую классификацию), а их особенностью является то, что ведущие функции не получают поддержки остальных.

«Компенсированная» личность, в отличие от акцентуированной, в достаточной мере освоила и другие функции. Например, у неё могут быть «подтянуты» 3-я, 4-я, 6-я и т.д. Однако, имеющиеся разнообразные навыки, как правило, неорганизованны: человек умеет всего понемногу, и здесь, и там, и не всегда знает зачем. С одной стороны, психическая компенсация даёт позитивные эффекты, позволяя лучше приспосабливаться к требованиям среды, делая человека более «защищённым». С другой – спонтанные процессы компенсации могут приводить к эффекту «распыления» и «разбрасывания», когда сам человек уже плохо понимает, кто (или какой) он на самом деле. В этом случае проявления ведущих функций как бы «зашумляются» альтернативной активностью, психотип человека становится менее выраженными, и нам бывает непросто определить его.

На самом деле, компенсация – необходимый этап на пути развития личности. Однако, это весьма непростой и «скользкий» путь, и не всякая компенсация венчается успехом. Здесь человек оказывается как бы на распутье: итогом компенсаторного процесса может быть искомая «интеграция», а может – и личностное «искажение».
«Интегрированная» личность стоит на более высокой ступени развития, чем просто компенсированная и качественно отличается от неё. Особенность интегрированной личности в том, что, имея наработки и навыки в различных сферах, она сохраняет в своей структуре системную иерархию. В интегрированной личности как бы реализуется центральный принцип высокоорганизованной системы – сосредоточение функций: когда многочисленные и качественно различные функции системы работают согласованно, соподчинённые одной ведущей цели. Все функции личности активно задействованы, но их деятельность подобна работе слаженной команды, лидер которой, задающий цель, – «первая», программная функция.
В случае простой компенсации, активность разных функций ещё слабо организована: они часто работают «каждая на себя», нередко пересекаясь в своих целях, мешая друг другу и приводя к внутренним конфликтам. Например, компенсированный Дон Кихот может быть неплохо эрудированным (7-я чёрная логика), занимаясь бессистемным чтением; при этом его 2-я (белая логика) плодовито рождает концепции и теории, но, в большей степени, для собственного удовольствия; он даже может освоить свою 5-ю (белая сенсорика), и худо-бедно поддерживает свой быт, но он всё также разрывается от неисчислимого множества посещающих его идей, которые так и не находят практического воплощения.

Интегрированный Дон Кихот использует свою 2-ю (белая логика) для того, чтобы понятно и доступно донести до людей прогрессивные идеи, целенаправленно и тщательно изучая именно необходимую информацию (7-я чёрная логика), при этом, его 5-я (белая сенсорика) помогает ему отобрать те идеи, которые могут принести реальную пользу, и довести их до практического воплощения.

Высоко организованная система всегда иерархична и её совершенствование идёт по пути уточнения функционального назначения отдельных элементов и (нравится нам это, или нет) ограничения их степеней свободы. «Интегрированный» человек производит впечатление достаточно разносторонней личности, но при этом его направленность ясна и понятна, и не возникает сомнений по поводу того, какие функции являются ведущими. В этом контексте, трактовка интегрированной личности близка понятию зрелой, высокоорганизованной, продуктивной личности.

Однако иногда психическая компенсация может приводить и к результату в корне противоположному – к личностным искажениям. Чаще всего это происходит вследствие активных запросов и требований социального окружения (например, родителей, педагогов, доминирующих полоролевых стереотипов и т.д.). В результате чего у личности формируется внутренний запрет на проявления «неугодных» окружению функций и усиленное развитие «поощряемых».
«Искажённая» личностная структура характеризуется тем, что у личности смещаются исходные, заданные природой приоритеты.

Слабые от природы функции приобретают в Я-сознании человека доминирующую ценность, и он, часто усилием воли, стимулирует их гипертрофированное развитие. При этом, внутренние запреты могут «блокировать» проявления сильных функций (на что тратится много энергии и жизненных сил).

Например, вследствие «последовательного» воспитания Жуков (чёрный сенсорик) может научиться сдерживать проявления своей физической активности, подвижности, подавлять бьющую через край энергию; и вместо мощного, красивого, свободолюбивого человека мы получим напряжённый «мышечный комок», стремящийся быть вежливым и покладистым, с полным букетом психосоматики и спонтанными неконтролируемыми вспышками ярости.

Отличие искажённого типа от компенсированного в том, что в случае типных искажений человек не просто имеет наработки в области слабых функций (что совсем неплохо), а в том, что потенциально слабые функции стремятся занять место ведущих, управляющих поведением и жизнью человека.

От интегрированного искажённый тип отличается тем, что, хотя и имеет достаточно иерархизированную структуру, эта иерархия не соответствует природным задаткам. Чтобы поддерживать эту иерархию, всегда требуются усилия, и немалые. Как правило, вытесненные, но природно сильные функции периодически «прорываются» сквозь поставленные барьеры, и мы наблюдаем странные нестыковки, противоречивые проявления и демонстрации. Поэтому человек с искажённой структурой типа очень часто выглядит напряжённым. Его установки ригидны, поскольку малейшее отклонение от отработанного и с таким трудом выстроенного ритма жизни грозит тем, что негармоничная конструкция рухнет.

Возникает закономерный вопрос, как на пути личностного развития, двигаясь по пути компенсации избежать искажений и всё-таки прийти к гармоничной интеграции всех функций личности? Частично ответ на этот вопрос даёт соционическая идея «дуализации». Но об этом подробнее – в следующей статье. Теперь же – третья классификация.

Все мы в течение жизни движемся от точки «Тип владеет мной» к точке «Я владею типом». Хорошо, если к зрелому возрасту нам удаётся преодолеть половину пути. Что Вы можете сказать о себе?
3. По степени, освоенности, управляемости и осознанности выделяются: (1) спонтанный, (2) освоенный и (3) реализованный типы.

«Спонтанные» типологические проявления нормальны для ребёнка: он ведёт себя в соответствии со своей природой, при этом, плохо контролируя себя и не осознавая, что делает. Проявления его психологических функций (даже сильных) ещё «сырые», «некультивированные», часто на уровне задатков. Наиболее ярким проявлением маленького чёрного сенсорика бывает его подвижность, физическая крепость, стремление всё «хватать руками». Юный чёрный этик эмоционально возбудим, бурно реагирует на любое изменение ситуации. Однако маленький человечек ещё не освоил многообразные, созданные культурой общества способы функциональных действий, не умеет управлять своими функциями, используя их по назначению, и практически ничего не знает о том, «какой» он.

Спонтанные типологические проявления нередки и у взрослых. Хотя освоенность функциональных действий с возрастом обычно растёт, по осознанности и контролируемости многие из нас недалеко ушли от детей. Часто мы выдаём свои мысли и действия за произвольные и «выстраданные» достижения индивидуальной истории, и бываем неприятно удивлены, когда понимаем, что это всего лишь спонтанные проявления типологических особенностей (хотя и индивидуально оформленные). Заметим, что акцентуированная личность во многом спонтанна, и в этом похожа на ребёнка.

«Освоенным» мы называем психотип в том случае, когда человек владеет многочисленными умениями, соответствующими ведущим функциям. Например, чёрный сенсорик не просто «машет кулаками» на уличных разборках, а овладел каким-либо спортивным мастерством, или приобрёл умения в области дизайна, строительства и т.д. Белый сенсорик не только ест и спит, но умеет сам обустраивать окружающую среду, создавая «полезные» вещицы. Черный интуит не просто «брызжет» идеями, а владеет базовыми методами научного познания. Белый интуит не только периодически «проваливается» в свой внутренний мир, но и умеет выражать его в своём творчестве, осведомлён в вопросах культуры и искусства.

Как Вы понимаете, степень «освоенности» собственного психотипа может быть очень различной. Человек начинает освоение собственного типа через приобретение отдельных умений, позволяющих использовать свои сильные функции по назначению, и впоследствии может достичь большого мастерства и профессионализма. Освоению всегда помогает понимание своих особенностей, а достижение мастерства невозможно без сознательного управления своей деятельностью.
«Реализованный» психотип – ещё более высокая ступень. И его качественное отличие в том, что человек не только мастерски использует свои сильные функции, но и создаёт с их помощью что-то важное и общезначимое. Сильные функции личности реализуются в социально полезной деятельности. Напомним, что «реализация» предполагает не просто самовыражение для собственного удовольствия, а реальный вклад. Вот она – идея социона, где представители каждого типа вносят значимый и вполне определённый вклад в социальное развитие.

Теперь, привлекая также и материал предыдущих классификаций, (и, развивая заодно уровень осознанности), Вы можете определить своё местоположение на трёх осях:
- по степени выраженности ведущих функций,
- по характеру соотношения ведущих функций с другими,
- по степени освоенности, управляемости и осознанности собственного типа.

В идеале, психологический тип человека должен быть не просто выраженным, но интегрированным и реализованным. «Три вершины», которые указывают общее направление развития личности, и именно в комплексе дают максимальный эффект.

P.S. Успехов Вам в скалолазании. С «альпинистским снаряжением» поможем.
_________________
танцы, английский язык, знакомства
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Психология и соционика -> Типирование Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2006 phpBB Group

Igloo Theme Version 1.0 :: Created By: Andrew Charron