Психология и соционика :: Просмотр темы - МУЗЫКОТЕРАПИЯ
Список форумов Психология и соционика
Психологический форум
 

 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   ВходВход 

Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Психология и соционика -> Другие направления психологии
 
Автор Сообщение
Zet
Местный
Местный
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Джек Лондон
Возраст: 47
Знак зодиака: Козерог
Зарегистрирован: 03.05.2007
Сообщения: 1377
СообщениеДобавлено: Пн Сен 10, 2007 1:35 am    Заголовок сообщения: МУЗЫКОТЕРАПИЯ Ответить с цитатой

Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Первые попытки научного объяснения этого феномена относятся к XVII в., а широкие экспериментальные исследования - к XIX в. Большое значение музыке в системе лечения психически больных придавали С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и другие известные русские ученые.

Выделяют 4 основных направления лечебного действия М.:
1) эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
2) развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
3)регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
4) повышение эстетических потребностей.
В качестве механизмов лечебного действия М. указывают:
катарсис, эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок.

М. существует в двух основных формах: активной и рецептивной.

Активная М. представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов.

Рецептивная М. предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная М. существует в трех формах: коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия), реактивной (направленной на достижение катарсиса) и регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения) .

При групповой психотерапии М. применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная М. с ориентацией на коммуникативные задачи. Пациенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера) , возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, 3 произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки.
Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием.
Второе произведение - динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов.
Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Olya
Участник
Участник
Пол: Пол:Женский
ТИМ: Достоевский
Возраст: 37
Знак зодиака: Стрелец
Откуда: южные ворота России - город-герой Новорoссийск
Зарегистрирован: 29.03.2007
Сообщения: 72
СообщениеДобавлено: Вс Сен 23, 2007 2:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Интересно, Very Happy эта тема уже затрагивалась, но так хорошо не раскрывалась Smile
_________________
Большинство людей счастливы настолько, насколько они решили быть счастливыми
Эйб Линкольн
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zabavnaj
Новичок
Новичок
Пол: Пол:Женский
Возраст: 36
Знак зодиака: Весы
Откуда: тюмень
Зарегистрирован: 14.10.2007
Сообщения: 3
СообщениеДобавлено: Вс Окт 14, 2007 1:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Zet, статья очень интересная. Но меня волнует, как эту терапию можно использовать в индивидуальном консультировании? И можно ли если нет специальной подготовки? Embarassed
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zet
Местный
Местный
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Джек Лондон
Возраст: 47
Знак зодиака: Козерог
Зарегистрирован: 03.05.2007
Сообщения: 1377
СообщениеДобавлено: Пн Окт 15, 2007 1:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

zabavnaj писал(а):
Zet, статья очень интересная. Но меня волнует, как эту терапию можно использовать в индивидуальном консультировании? И можно ли если нет специальной подготовки?

вот посмотри, что нашёл Smile , есть ещё специальные книги :
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия
Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма
Элькин В. Целительная магия музыки
Блаво Р..Современные методы исцеляющего воздействия и древние традиции музыкотерапии.

МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЛАКСАЦИОННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПО ЗАВЬЯЛОВУ - М. р. т. п. З. - вариант музыкальной психотерапии, при котором главной целью является достижение состояния мышечной релаксации и психического успокоения с помощью прослушивания специально подобранной музыки и особой техники работы с пациентом (Завьялов В. Ю., 1995).
В основе М. р. т. п. З. лежит эффект незавершенных действий, описанный Б. В. Зейгарник. По автору метода релаксационной музыкальной психотерапии, в случае незавершения какого-либо действия (остановка в движении к цели, фиксация на препятствии и поиск лучших путей реагирования и приспособления, поиск решения и т. п.) возникает психическое (психоэмоциональное) напряжение. М. р. т. п. З. "позволяет человеку символически (метафорически), на уровне чувств или образности создать модели выхода из состояний напряженности и пережить "разрядку" непосредственно как реальный, ощутимый физически, протекающий в реальном времени процесс. Музыкальная программа является "метафорическим сообщением" о новых возможностях справиться с трудными психологическими состояниями, "приглашением" войти в новое психологическое пространство (музыкальное переживание) и "навигатором" - средством ориентации и выбора оптимального "курса" прохождения через ограничения и стереотипы мышления, мешающие человеку пережить новый опыт" (Завьялов В. Ю., 1995).

Важнейшее условие эффективности М. р. т. п. З. - построение "терапевтического контекста" взаимоотношений между врачом и его пациентом. Музыкальная программа является только средством психотерапии. Для того чтобы это средство "работало", врачу необходимо точно диагностировать проблему пациента, проводить предварительное начальное обучение и создавать терапевтические ожидания и перспективы, вместе с пациентом выбирать достижимые цели, обеспечивать "доступ к ресурсам" пациента, грамотно анализировать сопротивление разрядке и расслаблению.

Методика М. р. т. п. З. предполагает следующие этапы: предварительное обучение, основной процесс, "психотерапевтическая разработка", посттерапевтическое обучение.На предварительном этапе проводится первичное интервью, обучение пациента принципам релаксации и музыкальной разрядки, создается установка и готовность пациента испытать "музыкальное переживание". На этом этапе также осуществляется выбор музыки. Автором рекомендуются применять созданные им музыкальные программы, либо создавать иные музыкальные программы, включающие музыкальные композиции для релаксации и медитации. Пациент готовится не только к прослушиванию музыки, но и всего происходящего внутри себя. Для этого создаются условия безопасности и комфортные "психоакустические параметры звуковой атмосферы". В этой предварительной части М. р. т. п. З. психотерапевт является наиболее активным участником психотерапевтического процесса, а пациент является ведомым.На этапе основного процесса прослушивается музыкальная программа совместно с врачом, самостоятельно и в группе.Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки. Присутствие психотерапевта повышает значимость происходящего. Самостоятельное прослушивание чаще всего принимает характер домашнего задания, в этом случае М. р. т. п. З. является вспомогательным инструментом основного варианта психотерапии, например краткосрочной ее формы. Прослушивание музыкальных программ в группе может значительно усилить воздействие музыки, способствовать созданию особой атмосферы коллективного погружения и фантазирования, когда создаются и переживаются сходные образы, метафоры и эмоциональные состояния. Автором отмечается "погружение" в процесс музыкального восприятия, напоминающее состояние транса, для которого характерно отключение от внешних условий, состояние мечтательности и двигательного покоя, обращение внутрь себя. На этапе психотерапевтической разработки проводится процедура вербализации музыкальных переживаний. Она предполагает описание образов, возникших при прослушивании музыкальной программы, оттенков эмоционального состояния, а также более сложных процессов - "смыслообразов", переживания психической трансформации, самовосприятие собственной личности в целом, сложных личностных мотивов, ценностей и пр. Важным элементом этого этапа является фиксация позитивных изменений и суггестия желательных результатов. Автором также выделяется процедура так называемого "релакс-анализа" - совместный с пациентом анализ психических процессов в ответ на релаксацию при прослушивании музыкальных программ. Процедура "релакс-анализа" рассматривается автором как переработанная известная в психосоматической литературе методика "Relax-analitique" (Stephanos S., De M'Uzan G., 1976). При рассмотрении "релакс-анализа" как самостоятельного процесса в рамках музыкальной релаксационной психотерапии предполагается, что отношения между психотерапевтом и пациентом приобретают определенные закономерности. В частности, предусматривается рассмотрение следующих планов "релакс-анализа":1) "дозирование" (релаксация проводится поэтапно и последовательно);2) "психомоторная активность" (поощрение активности пациента);3) "собственно релаксация" (релаксация как способ достижения удовольствия;4) "осознавание дилеммы" (пациент приобретает опыт разделения ответственности за собственные эмоциональные переживания в момент релаксации;5) "переживания табу инцеста" - решающий этап терапии - психотерапевт уходит как реальный объект, а пациент принимает всю ответственность на себя.Задачей этапа посттерапевтического обучения является перенос терапевтических достижений в жизнь. На этом этапе М. р. т. п. З. пациенту даются задания, он продумывает собственные модели выхода из трудных ситуаций, преодоления остаточных явлений болезни.Среди механизмов лечебного действия М. р. т. п. З. выделяются следующие: коммуникативные, психофизиологические, психодинамические эффекты, сдвиг локуса контроля, плацебо-эффекты.Автор отмечает, что не предполагается определенной последовательности в применении тех или иных музыкальных программ. Более важным является индивидуальный план терапии. Иногда достаточно применения 2-3 программ, выбранных удачным образом, или прослушивания одной программы несколько раз. Как правило, в курсе лечения предусматривается 6-7 программ.

Музыкотерапия

«МУЗЫКОТЕРАПИЯ XXI ВЕКА»
МАТЕРИАЛЫ
ПЕРВОГО ЕВПАТОРИЙСКОГО
МЕЖДУНАРОДНОГО СИМПОЗИУМА

КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

Музыкальная терапия
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
zabavnaj
Новичок
Новичок
Пол: Пол:Женский
Возраст: 36
Знак зодиака: Весы
Откуда: тюмень
Зарегистрирован: 14.10.2007
Сообщения: 3
СообщениеДобавлено: Вт Окт 16, 2007 7:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо огромное! Very Happy Я в восторге! Smile Завтра на паре сделаю доклад по этой теме!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Психология и соционика -> Другие направления психологии Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2006 phpBB Group

Igloo Theme Version 1.0 :: Created By: Andrew Charron