Психология и соционика :: Просмотр темы - Антуан де Сент-Экзюпери, философия...
Список форумов Психология и соционика
Психологический форум
 

 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   ВходВход 

Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   

Антуан де Сент-Экзюпери, философия...

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Психология и соционика -> Философия
 
Автор Сообщение
sur
Модератор, админ сайта Робеспьеров
Модератор, админ сайта Робеспьеров
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Робеспьер
Зарегистрирован: 05.08.2006
Сообщения: 1797
СообщениеДобавлено: Пн Авг 28, 2006 11:37 pm    Заголовок сообщения: Антуан де Сент-Экзюпери, философия... Ответить с цитатой

    Антуан де Сент-Экзюпери
    Antoine de Saint-Exupery
    Франция, 29.6.1900 - 31.7.1944
    Летчик по профессии, писатель по призванию, автор знаменитой сказки для взрослых "Маленький принц".

Родился в Лионе в семье провинциального дворянина. В четыре года от роду потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать. Он окончил школу иезуитов в Монтре, учился в католическом пансионе в Швейцарии, а в 1917 году поступил в парижскую Школуизящных искусств на факультет архитектуры. Поворотным в его судьбе стал 1921 год, когда он был призван в армию и попал на курсы пилотов. Год спустя Экзюпери получил удостоверение пилота и переселился в Париж, где и обратился к писательским трудам. Однакона этом поприще он поначалу не снискал себе лавров и был вынужден браться за любую работу - торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине. Лишь в 1925 году Экзюпери нашел свое призвание - он стал пилотом компании "Аэросталь", доставлявшей почтуна северное побережье Африки. Через три года его назначили начальником аэропорта в Рио-де-Оро, на границе Сахары, и там наконец обрел то внутреннее спокойствие, какого исполнены его поздние книги. В 1929 году Экзюпери перебрался в Южную Америку; но с началом войны в Испании вернулся в Европу. Сражался с нацистами в Испании и во Франции, а в 1943 году опубликовал свою знаменитую сказку "Маленький принц". 31 июля 1944 года Антуан Сент-Экзюпери отправился с аэродрома на острове Сардиния в разведывательныйполет. На базу он не вернулся; поиски обломков его самолета продолжаются и по сей день. Лимтературные премии 1930 - Фемина - за роман "Ночной полет" 1939 - Гран-При дю Роман Французской Академии - "Ветер, песок и звезды" 1939 - Национальная книжная премия США - "Ветер, песок и звезды" В 1939 году также был награжден Военным Крестом Французской Республики.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sur
Модератор, админ сайта Робеспьеров
Модератор, админ сайта Робеспьеров
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Робеспьер
Зарегистрирован: 05.08.2006
Сообщения: 1797
СообщениеДобавлено: Пн Авг 28, 2006 11:48 pm    Заголовок сообщения: немножко о философии Антуана Ответить с цитатой

Были люди, которым хотелось бы, чтобы Сент-Экзюпери удовольствовался тем, что он писатель, небесный путешественник, и они говорили: "Зачем он постоянно пытается философствовать, когда он отнюдь не философ". А вот мне как раз нравится, что Сент-Экзюпери философствует.

"Надо думать с помощью своих рук", - писал некогда Дени де Ружмон(15). Летчик думает с помощью всего своего тела и с помощью своего летательного аппарата. Самый прекрасный образ, созданный Сент-Экзюпери, даже более прекрасный, чем образ Ривьера, - это образ человека, чье мужество исполнено такой простоты, что рассказывать о его мужественных поступках было бы смешно.

"Ошедэ - бывший сержант, недавно произведенный в младшие лейтенанты. Разумеется, образования ему не хватает. Сам он никак не мог бы объяснить себя. Но он слажен, он целен. Когда речь идет об Ошедэ, слово "долг" теряет всякую напыщенность. Каждый хотел бы так исполнять свой долг, как его исполняет Ошедэ. Думая об Ошедэ, я корю себя за свою нерадивость, лень, небрежность и прежде всего за минуты неверия. И дело тут не в моей добродетели: просто я по-хорошему завидую Ошедэ. Я хотел бы существовать в той же мере, в какой существует Ошедэ. Прекрасно дерево, уходящее своими корнями глубоко в почву. Прекрасна стойкость Ошедэ. В Ошедэ нельзя обмануться." [к тексту]

Мужество не может возникнуть в результате ловко составленной речи, оно рождается из своего рода наития, которое становится действием. Мужество - это реальный факт. Дерево - это реальный факт. Пейзаж - это реальный факт. Мы могли бы мысленно разъять на составные части эти понятия, прибегнув к анализу, но это было бы пустым занятием и только нанесло бы им ущерб... Для Ошедэ быть добровольцем совершенно естественно.

Сент-Экзюпери относится пренебрежительно к отвлеченному мышлению. Он мало верит в различные идеологические построения. Он бы охотно повторил вслед за Аленом: "Для меня всякое доказательство заранее порочно". Как могут абстрактные понятия заключать в себе истину о человеке?

"Истина не лежит на поверхности. Если на этой почве, а не, на какой-либо другой апельсиновые деревья пускают крепкие корни и приносят щедрые плоды - значит, для апельсиновых деревьев эта почва и есть истина. Если именно эта религия, эта культура, эта мера вещей, эта форма деятельности, а не какая-либо иная дают человеку ощущение душевной полноты, могущество, которого он в себе не подозревал, - значит, именно эта мера вещей, эта культура, эта форма деятельности и есть истина человека. А здравый смысл? Его дело - объяснить жизнь, пусть выкручивается как угодно..." [к тексту]

Что же такое истина? Истина - это не доктрина и не догма. Ее не постигнешь, присоединившись к какой-нибудь секте, школе или партии. "Истина человека - то, что делает его человеком". [к тексту]

"Чтобы понять человека, его нужды и стремления, постичь самую его сущность, не надо противопоставлять друг другу ваши очевидные истины. Да, вы правы. Все вы правы. Логически можно доказать все что угодно. Прав даже тот, кто во всех несчастьях человечества думает обвинить горбатых. Довольно объявить войну горбатым - и мы сразу воспылаем ненавистью к ним. Мы начнем жестоко мстить горбунам за все их преступления. А среди горбунов, конечно, тоже есть преступники...

К чему спорить об идеологиях? Любую из них можно подкрепить доказательствами, и все они противоречат друг другу, и от этих споров только теряешь всякую надежду на спасение людей. А ведь люди вокруг нас, везде и всюду, стремятся к одному и тому же.

Мы хотим свободы. Тот, кто работает киркой, хочет, чтоб в каждом ударе кирки был смысл. Когда киркой работает каторжник, каждый ее удар только унижает каторжника, но, если кирка в руках изыскателя, каждый ее удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми". [к тексту]

Тот, кто создал столь относительное представление об истине, не может упрекать других людей за то, что их верования отличны от его собственных. Если истина для каждого - это то, что его возвеличивает, тогда вы и я, хотя мы и поклоняемся разным богам, можем ощутить между собою близость благодаря общему пристрастию к величию, благодаря нашей общей любви к самому чувству любви. Интеллект только тогда чего-нибудь стоит, когда он служит любви.

"Мы слишком долго обманывались относительно роли интеллекта. Мы пренебрегали сущностью человека. Мы полагали, что хитрые махинации низких душ могут содействовать торжеству благородного дела, что ловкий эгоизм может подвигнуть на самопожертвование, что черствость сердца и пустая болтовня могут основать братство и любовь. Мы пренебрегали сущностью. Зерно кедра так или иначе превратится в кедр. Зерно терновника превратится в терновник. Отныне я отказываюсь судить людей по доводам, оправдывающим их решения..." [к тексту]

О человеке не следует спрашивать: "Какой он придерживается доктрины? Какому он следует этикету? К какой партии он принадлежит?" Главное: "Что он за человек?", а не что он за индивид. Ибо в счет идет человек, принадлежащий к той или иной социальной группе, стране, цивилизации. Французы начертали на фронтонах своих общественных зданий: "Свобода, равенство, братство". Они были правы: это прекрасный девиз. Но при том условии, прибавляет Сент-Экзюпери, если сознают, что люди могут быть свободны, равны и могут чувствовать себя братьями только в том случае, если кто-то или что-то их объединяет.

"Что значит освободить? Если в пустыне я освобожу человека, который никуда не стремится, чего будет стоить его свобода? Свобода существует лишь для кого-то, кто стремится куда-то. Освободить человека в пустыне - значит возбудить в нем жажду и указать ему путь к колодцу. Только тогда его действия обретут смысл. Бессмысленно освобождать камень, если не существует силы тяжести. Потому что освобожденный камень не сдвинется с места". [к тексту]

В этом же смысле можно сказать: "Солдат и его командир равны в нации". Верующие были равны в боге.

"Выражая Бога, они были равны в своих правах. Служа Богу, они были равны в своих обязанностях.

Я понимаю, почему равенство в Боге не влекло за собой ни противоречий, ни беспорядков. Демагогия возникает тогда, когда за отсутствием общей веры принцип равенства вырождается в принцип тождества. Тогда солдат отказывается отдавать честь командиру, потому что честь, отдаваемая командиру, означала бы почитание личности, а не Нации". [к тексту]

И наконец, братство.

"Я понимаю происхождение братства между людьми. Люди были братьями в Боге. Братьями можно быть только в чем-то. Если нет узла, связывающего людей воедино, они будут поставлены рядом друг с другом, а не связаны между собой. Нельзя быть просто братьями. Мои товарищи и я - братья во группе 2/33. Французы - братья во Франции". [к тексту]

Подведем итог: жизнь человека действия полна опасности; смерть все время подстерегает его; абсолютной истины не существует; однако жертвенность формирует людей, которые станут владыками мира, ибо они - владыки самих себя. Такова суровая философия летчика. Достойно удивления, что он извлекает из нее некую форму оптимизма. Писатели, проводящие жизнь за письменным столом, в которых медленно остывает жар души, становятся пессимистами, потому что они изолированы от других людей. Человеку действия неведом эгоизм, потому что он сознает себя частью группы товарищей. Боец пренебрегает мелочностью людей, ибо он видит перед собою важную цель. Те, кто вместе трудится, те, кто разделяет общую ответственность с другими, поднимаются над враждою.

Урок Сент-Экзюпери все еще остается живым уроком. "Тебе покажется, будто я умираю, но это неправда" [к тексту], - говорит Маленький принц; он говорит также: "И когда ты утешишься (в конце концов всегда утешаешься), ты будешь рад, что знал меня когда-то. Ты всегда будешь мне другом". [к тексту]

Мы рады, что знали его когда-то; и мы всегда будем ему друзьями.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sur
Модератор, админ сайта Робеспьеров
Модератор, админ сайта Робеспьеров
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Робеспьер
Зарегистрирован: 05.08.2006
Сообщения: 1797
СообщениеДобавлено: Пн Авг 28, 2006 11:59 pm    Заголовок сообщения: Цитадель... Ответить с цитатой

Цитадель... Эта книга, как мне кажется, в наиболее концентрированном виде отражает всю философию Антуана, его мировозрение...

Первый замысел книги относится к 1936 г., наиболее интенсивная работа над нею развернулась в 1941-1942 гг., во время пребывания Сент-Экзюпери в США, а также в Северной Африке, куда он прибыл весной 1943 г. Книга осталась незавершенной; внушительная по объему масса черновиков, не скомпонованных автором воедино и во многом повторяющих друг друга, была разобрана и опубликована в 1948 г.

Интересен порядок работы писателя над “Цитаделью”. Ее текст он не записывал непосредственно на бумагу, а наговаривал на диктофон, после чего правил расшифрованную машинисткой запись. С этим, несомненно, связана специфическая устно-проповедническая интонация книги; впрочем, у ее стилистики есть и книжные источники. Сент-Экзюпери вновь обращается к постоянно волновавшим его морально-философским идеям - идеям суровой, требовательной любви к людям, их солидарности ради высшей цели. Утверждая, как и в своих публицистических статьях, необходимость “придать смысл человеческой жизни”, писатель вновь сталкивается с трудноразрешимой для него проблемой абстрактности и релятивности этого смысла (здесь причина религиозной фразеологии книги: “бог” как раз и выступает символом возвышенного, но и отвлеченного идеала, к которому должна стремиться цивилизация). Вместе с тем конкретные принципы гуманистической философии Сент-Экзюпери выражены в “Цитадели” с исключительной художественной силой благодаря оригинальному замыслу и построению книги. Писатель широко использует притчу (рассказы о берберских беженцах, о садовнике и его друге и т. д.) и излагает свои мысли не от имени автобиографического персонажа, как в ряде своих предшествующих книг, а от лица правителя североафриканских кочевников, воспринявшего мудрость от отца и передающего ее своему сыну или преемнику. Эти мысли представлены, таким образом, не как соображения частного лица (писателя), а как вековое наследственное достояние гуманистической культуры, как необходимое основание, на котором зиждется “цитадель” человеческого духа.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
sur
Модератор, админ сайта Робеспьеров
Модератор, админ сайта Робеспьеров
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Робеспьер
Зарегистрирован: 05.08.2006
Сообщения: 1797
СообщениеДобавлено: Вс Окт 15, 2006 7:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

вот кстати появился хороший вопрос о том, а каков тим Экзюпери Smile
так же было бы неплохо узнать, кому его произведения близкИ ?Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Oleg
Администратор, клуб "Квадра"
Администратор, клуб
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Бальзак
Возраст: 46
Знак зодиака: Лев
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 09.10.2005
Сообщения: 5782
СообщениеДобавлено: Вс Окт 15, 2006 11:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

sur писал(а):
вот кстати появился хороший вопрос о том, а каков тим Экзюпери Smile

Интуитивный этик наверное.

sur писал(а):

так же было бы неплохо узнать, кому его произведения близкИ ?Smile

Мне не близки. Слишком женственные и эмоциональные.
_________________
танцы, английский язык, знакомства
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Лытов
Модератор
Модератор
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Робеспьер
Возраст: 49
Знак зодиака: Рак
Откуда: СПб, Озерки
Зарегистрирован: 22.04.2006
Сообщения: 1159
СообщениеДобавлено: Вс Окт 15, 2006 11:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Драйзер, на мой взгляд. Вот, кстати, весьма характерная для этого типа деталь:
Цитата:
Мужество не может возникнуть в результате ловко составленной речи, оно рождается из своего рода наития, которое становится действием. Мужество - это реальный факт. Дерево - это реальный факт. Пейзаж - это реальный факт. Мы могли бы мысленно разъять на составные части эти понятия, прибегнув к анализу, но это было бы пустым занятием и только нанесло бы им ущерб... Для Ошедэ быть добровольцем совершенно естественно.

Сент-Экзюпери относится пренебрежительно к отвлеченному мышлению. Он мало верит в различные идеологические построения. Он бы охотно повторил вслед за Аленом: "Для меня всякое доказательство заранее порочно". Как могут абстрактные понятия заключать в себе истину о человеке?

"Истина не лежит на поверхности. Если на этой почве, а не, на какой-либо другой апельсиновые деревья пускают крепкие корни и приносят щедрые плоды - значит, для апельсиновых деревьев эта почва и есть истина. Если именно эта религия, эта культура, эта мера вещей, эта форма деятельности, а не какая-либо иная дают человеку ощущение душевной полноты, могущество, которого он в себе не подозревал, - значит, именно эта мера вещей, эта культура, эта форма деятельности и есть истина человека. А здравый смысл? Его дело - объяснить жизнь, пусть выкручивается как угодно..." [к тексту]

Что же такое истина? Истина - это не доктрина и не догма. Ее не постигнешь, присоединившись к какой-нибудь секте, школе или партии. "Истина человека - то, что делает его человеком".

Здесь - и недоверие к абстрактному мышлению (интуиция), и гимн конкретике (сенсорика) и "тому, что делает человеком" (программная БЭ). ВПрочем, это не единственные детали в пользу данного типа.
_________________
Социализм и религия - родные брат и сестра. Они оба недооценивают биологическую природу человека.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
aLLeine
Новичок
Новичок
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Дон Кихот
Возраст: 37
Знак зодиака: Дева
Откуда: Москва
Зарегистрирован: 11.02.2007
Сообщения: 2
СообщениеДобавлено: Вс Фев 11, 2007 3:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Есть хорошая страничка про Сент-Экса:

Антуан де Сент-Экзюпери

Пока тут мало всего, но скоро сделаем красивый сайт! Smile

Что до меня, то я стараюсь жить философией Экзюпери: его Маленьким Принцем, его Цитаделью. Его мысли, такие прожитые и выстраданные, дают силы и вдохновение... Вот
_________________
Только ВПЕРЁД
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Евгения
Участник
Участник
Пол: Пол:Женский
ТИМ: Достоевский
Возраст: 50
Знак зодиака: Рыбы
Откуда: Новосибирск
Зарегистрирован: 29.10.2006
Сообщения: 163
СообщениеДобавлено: Вс Мар 11, 2007 10:04 am    Заголовок сообщения: Re: немножко о философии Антуана Ответить с цитатой

sur писал(а):
Были люди, которым хотелось бы, чтобы Сент-Экзюпери удовольствовался тем, что он писатель, небесный путешественник, и они говорили: "Зачем он постоянно пытается философствовать, когда он отнюдь не философ". А вот мне как раз нравится, что Сент-Экзюпери философствует.

Сент-Экзюпери относится пренебрежительно к отвлеченному мышлению.


Я очень люблю Сент-Экзюпери, но всё же считаю, что он не философ, он философствующий писатель, он этик (не как соционический тип, а в буквальном смысле). Его заслуга в том, что он обновил этику своими художественными образами, сюжетами.
И зачем ему быть философом?
Как можно любить Канта или Гегеля? Их можно лишь уважать, признавать их гений. Согласитесь, что Сент-Экзюпери не такой, он не оставляет равнодушным, не обращается (как философ) к мышлению, к абстракциям, он достигает цели совсем иначе - как художник, как творец-писатель.
Прочесть "Цитадель" целиком мне никогда не удавалось, ее, как священные тексты, надо читать дозами и вразброс, с любой страницы.
Вязкий и туманный текст. Для посвященных, наверно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Психология и соционика -> Философия Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2006 phpBB Group

Igloo Theme Version 1.0 :: Created By: Andrew Charron