Добавлено: Сб Фев 04, 2006 3:08 am Заголовок сообщения: Сны и кошмары - не популярно, но познавательно.
Юнгианский анализ.
"Господин доктор, сегодня ночью я продезинфицировал
сулемой все небо и при этом не обнаружил никакого бога" .
(речь душевнобольного)
Предназначение сновидений с позиции юнгианского аналитика - компенсация конфликтных отношений в сознании. Юнг подчеркивал, что сновидение компенсирует и развивает именно его, а не просто внутреннее личностное искривление . Цитирую К-Г. Юнга, "Коллективное бессознательное": "Поскольку же в высшей степени вероятно, что мы пока еще довольно далеки от того, чтобы достичь вершины абсолютной сознательности, постольку любой человек еще способен на более широкую сознательность. Это и дает возможность предположить, что бессознательные процессы постоянно и повсеместно подводят к сознанию такие содержания, которые, будучи познанными, увеличивают объем сознания. Если бы оно было просто реактивным по отношению к сознанию, то его можно было бы точно обозначить как психический зеркальный мир. В таком случае главный источник всех содержаний и функций находился бы в сознании, а в бессознательном просто-напросто нельзя было бы найти ничего иного, кроме как искаженных зеркальных отражений сознательных содержаний. Творческий процесс был бы замкнут в сознании, а все новое было бы не чем иным, как сознательным изобретением и измышлением. Но данные опыта свидетельствуют об обратном. Любой творческий человек знает, что непроизвольность есть главное свойство творческой мысли. Поскольку бессознательное - не просто реактивное отражение, а самостоятельная продуктивная деятельность, то в качестве сферы опыта оно выступает как особый мир, особая реальность, о которой мы можем сказать, что она на нас воздействует, как и мы воздействуем на нее, - то же самое, что мы говорим о внешнем мире как сфере опыта. И как в этом мире материальные предметы суть конституирующие его элементы, так и психические факторы суть предметы другого мира".
При анализе сновидений Юнг, подобно Фрейду, не фиксировал внимание на прошлом и не отводил ему ведущую роль (хотя в снах и может проявляется забытое и утраченное). В широком смысле Юнг определял сновидение как "спонтанное самоотображение действительности в бессознательном, предоставленное в символичной форме".
Интерпретацию сновидений по Юнгу можно свести к следующим положениям (Samuel A. Sherter B. Plaunt F.1994): 1. Во внимание принимается как личностный, психобиографический опыт пациента, так и факторы социального окружения (коллективное сознание) которое выявляется путем ассоциаций.
2. Символическое значение сна сравнивается с типичными культурными и историческими мотивами (Ампфликация- это выявление личностных и общекультурных ассоциаций с образами сновидений для выявления связи с определенными архетипами), они обогащают контекст сновидения и связывают его с коллективным бессознательным.
3. Символ сновидения - важнейшая его часть. Ассоциации и ампфликация лишь способны придать изначальному образу большую живость, значимость и доступность. Большинство снов интерпретируется на субъективном уровне (уровень интрапсихически измененной личности) или на уровне объективном (выход в мир реальных жизненных событий). Если сновидение основано на личностном материале, то и ассоциации носят индивидуальный характер.
В терминологии К. Г. Юнга есть понятие "Самости", центрального архетипа, первообраза упорядоченной целостности, центра и цели индивидуации, то есть становления личности, ее интеграции. На этом пути человек начинает снимать свои Маски - результат социального отчуждения человека. Умение отождествить образы сновидения своим маскам и есть основная цель анализирующего свой сон на пути к целостности, "самости". Юнг писал: "Есть опасность стать тождественным свой Маске, скажем, когда профессор отождествляет себя со своей кафедрой или тенор - со своим голосом. Маска - есть то, что человек, по сути дела, не есть, но за что он сам и другие люди принимают этого человека". Эта маска проявляется при использовании проективного рисуночного теста на конгруэнтность. ("Каким меня видят окружающие?") "По сути, вся сознательная человеческая деятельность заключается в трансляции мифов - устойчивых паттернов моделирования действительности и происходящих в нём процессов" (9). Юнг использовал филологический принцип и логический принцип ампфликации, который предполагает использование исторических, мифических, культурных параллелей для прояснения метафорического содержания символов. Этот подход позволяет сновидцу понять как уникальность проявления бессознательного, так и его универсальный смысл, увидеть личность как синтез индивидуального и коллективного начал.
(c)
КОШМАРНЫЕ сновидения.
Психологические теории.
1. В древнем Китае полагали, что сновидения могут быть Ямэн (дикими, безумными) или - Куамэн (странными), с помощью которых демон мог похитить душу человека.
2. Предания средневековья гласят о "суккубах" и "инкубах"- демонических созданиях женского и мужского рода соответственно, которые усаживались верхом на спящего, парализуя его волю, и совершали акт сексуального насилия.
3. По мнению К.Г. Юнга, так символично анима (либо анимус) личности использует форсированный страх в качестве самонаказания за неподчинение во время дневной жизни жесткому личному мифу.
4. В.С.Ротенберг полагает, что во время ночных кошмаров человек отыскивает способы сочетания неприемлемых мотиваций с общественными нормами поведения, отсюда - присутствие в кошмарах причудливых образов.
5. Исследователь Р. Левин, занимавшийся изучением ночных кошмаров, обнаружил, что у испытуемых имелась тесная связь между частотой возникновения кошмаров и показателями по шкале психопатологии в тестах структуры личности. Одновременно такие люди оказались более восприимчивы к эстетическим стимулам, более гипнабельны. У них выявляются "более тонкие границы между ними самими и окружающими" по показателям теста Хартмана на "наличие границы".
Лечение:
1. Обучение навыкам осознанного сновидения (Lucid) дает возможность человеку видоизменять свои кошмары.
2. Эффективнен подход Фрица Перлза: "Перевоплощаясь в различные элементы собственного ночного кошмара, сновидящий мог бы вернуть себе энергию, заботливо размещенную в демонах и людоедах". Так как сновидения используют образы для эмоциональной реакции, зачастую они сильно преувеличены. Это явление (ампфликация) широко используется на психотерапевтических сеансах: клиентов побуждают усилить свой гнев, печаль для того, чтобы они могли высвободить их (катексис) и понять. В отличие от сновидений, на сеансах основной терапевтический эффект получается от прямого контакта с отвергаемым, доведенного до логического конца. (Что зачастую не происходит в сновидении из-за работы механизмов защиты).
(c) _________________ запись на платные консультации по телефону 8-963-615-21-89
Асилил, хотя отдельные моменты по диагонали. Вывод. Лучшая подушка это чистая совесть. А поможет нам в этом труд, умеренность и психоанализ _________________ Не всё то этично, что этика.
P.S. Верно и обратное.
Добавлено: Пн Фев 13, 2006 5:30 am Заголовок сообщения:
vermeer писал(а):
Асилил, хотя отдельные моменты по диагонали. Вывод. Лучшая подушка это чистая совесть. А поможет нам в этом труд, умеренность и психоанализ
Да у меня бывает.. идея озарит какая-то, а потом забываешь - а что сказать хотела-то собственно. Перечитала и сама вспомнить не шмогла.
Особенно прикольно Юнга читать. Уж так человек загадошно писал.. Такие они, Бальзаки.. То ли дело Габен Перлз - выходите, говорит, люди, своим демонам навстречу и будет вам энергия. И это забота о себе.
А про лучшую подушку ты прав. Ненагруженая слишком совесть, об этом скажет каждый психоаналитик. Она же Персона, она ж маска социальная. Не выпенривайтесь, граждане, не стройте из себя, расслабьтесь. И сны ваши будут прекрасны. _________________ запись на платные консультации по телефону 8-963-615-21-89
Добавлено: Вт Авг 07, 2007 12:12 am Заголовок сообщения:
Циля писал(а):
[Не выпенривайтесь, граждане, не стройте из себя, расслабьтесь. И сны ваши будут прекрасны.
А знаете, кошмары, конечно, сами по себе вещь весьма неприятная. Но и в них есть свой позитив - иногда они помогают посмотреть на вещи с другой стороны, так сказать, решить задачу от противного.
К примеру, как раз сегодня мне приснился один кошмар - не буду пересказывать. Как говорится, куда ночь, туда сон
Но!
В результате я весь день хожу с осознанием того, что как бы там ни было , а самый главный подарок в этой жизни у нас всегда с собой - "руки, ноги, голова". О чем мы на самом деле весьма редко задумываемся... _________________ Мои стихи: http://www.stihi.ru/author.html?dizayner
Мои фотоработы: http://yamara.photosight.ru/
Мой ботсад: http://www.photoshare.ru/user/yamara/
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах