Психология и соционика :: Просмотр темы - Уровни Грэйвза
Список форумов Психология и соционика
Психологический форум
 

 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация   ПрофильПрофиль   ВходВход 

Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   

Уровни Грэйвза

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Психология и соционика -> Гуманистическая и экзистенциальная психология
 
Автор Сообщение
Lena
Местный
Местный
Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 13.02.2006
Сообщения: 1810
СообщениеДобавлено: Сб Ноя 25, 2006 8:12 pm    Заголовок сообщения: Уровни Грэйвза Ответить с цитатой

Уровни Грэйвза. История возникновения. версия для печати

Клэр Грэйвз (Clare W. Graves) -- американский ученый, был профессором психологии в Унион-колледже (штат Нью-Йорк). Исследование, которое он начал в 1952 г, и продолжал в течение трех десятков лет (практически вплоть до своей кончины в 1986 г), имело своей целью извлечь смысл из противоречащих друг другу концепций в области науки о поведении человека. Действительно, в этой области создано немало солидных, подкрепленных многочисленными исследованиями теорий -- какая из них правильная? (Ответ: все правильные. Вопрос, в каком именно смысле они правильны и как они соотносятся друг с другом?)

Грэйвз решил выбрать некоторую область человеческого поведения, относительно которой существуют серьезные разногласия, множество разных точек зрения, и посмотреть, что можно сделать. Он выбрал для этого концепцию психически здорового человеческого существа. (Популярная тема в 50-х гг в США -- тут можно вспомнить концепцию самоактуализировавшегося человека по А.Маслоу, полнофункциональной личности по К.Роджерсу и т.п.) Важно понимать, что Грэйвза интересовало не столько содержание этих концепций, сколько то, как они взаимодействуют между собой.

В качестве подопытных он использовал студентов, изучавших под его руководством курс психологии личности. В течение восьми лет (с восемью разными наборами студентов) он собирал данные. В первой части курса студенты просто обсуждали между собой (и под наблюдением Грэйвза) концепцию здоровой личности, формулируя свои мнения. Затем они писали и подавали ему изложение своей концепции.

Дальше начиналось самое интересное.

Грэйвз случайным образом формировал из студентов группы, где каждому предстояло защитить свою концепцию (сам исследователь обычно наблюдал за этим процессом через зеркальное стекло, оставаясь невидимым для группы). Потом студенты снова излагали на бумаге свою позицию, объясняя, как и под влиянием чего она изменилась или же почему она осталась прежней.

Затем все повторялось еще раз, но теперь Грэйвз знакомил студентов с различными взглядами на этот вопрос, принадлежавшим признанным авторитетам в данной области.

В заключение Грэйвз лично беседовал со студентами, обсуждая, как и что в течение данного курса влияло на изменение их убеждений. Письменные работы студентов он показывал независимым экспертам (каждый год разным), предлагая классифицировать эти взгляды -- по любому признаку, если это возможно.

Результаты были ошеломляющими.

В первых исследованиях большинство предъявленных концепций поведения здоровой личности попадало в две категории с двумя подкатегориями в каждой:

"жертвенная" категория (меняю себя, приспосабливаясь к миру):
пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее (нужно усердно работать, чтобы добиться чего-то; вести праведную жизнь, чтобы попасть в рай);
пожертвовать чем-то, чтобы получить что-то другое сейчас же (я иду в кино с другом, но не на тот фильм, на который хочу я, а на тот, на который хочет он, чтобы получить его признательность).
"экспрессивная" категория (меняю мир, приспосабливая его к себе):
выразить, проявить себя, как я хочу, расчетливо и за счет других;
выразить себя, как я хочу, но не за счет других людей.
В исследованиях начала 60-х гг Грэйвз получил доступ к более широкому кругу испытуемых и ему удалось выделить еще одну экспрессивную категорию (следы которой, фактически, присутствовали и в ранних данных), а именно: выразить себя импульсивно, любой ценой. (Мир -- это джунгли, где выживает сильнейший, и каждый нормальный человек это знает) и получить данные, указывавшие на жертвенную категорию, которую можно было бы описать как приспосабливаю себя к базовым, экзистенциальным принципам мира.

Анализируя данные, Грэйвз выявил множество зависимостей поведения субъектов от их убеждений о нормальной личности. Например, представители группы жертвую сейчас ради награды позднее легче изменяли свои суждения под влиянием мнения авторитетов. А те, кто принадлежал к группе проявляю себя за счет других, изменялись лишь под влиянием информации, которую добывали сами. Принадлежащие к группе выражаю себя, но не за счет других реагировали на информацию независимо от источника.

Однако удивительнее всего было другое.

Когда убеждения субъекта изменялись, то они изменялись не случайным образом, а в определенной последовательности.

Категория выразить себя импульсивно, любой ценой переходила в пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее. В свою очередь, эта категория переходила в проявляю себя обдуманно, за счет других, она -- в жертвую одним сейчас ради другого сейчас же, а эта -- в выражаю себя, но не за счет других.

В течение нескольких лет Грэйвз продолжал исследования своих подопытных. Он провел их через множество разнообразных психометрических тестов, имитационных проблемных ситуаций и пр. Особенно показательными оказались результаты тестов на гибкость поведения (испытуемым предъявлялись проблемные ситуации, y которых есть много возможных решений). Результаты, показанные испытуемыми, прямо зависели от того, где в последовательности категорий они находились.

Так, группы, составленные из людей, относившихся к последней, шестой категории (выражаю себя, но не за счет других), генерировали больше решений проблемы, чем все остальные группы, вместе взятые! Кроме того, качество их решений было лучше, и приходили они к ним быстрее. И при этом результаты других тестов не показывали никаких существенных отличий ни в интеллекте, ни в темпераменте, ни в чем-то другом.

Десятилетия дальнейших исследований привели Грэйвза к построению того, что он называл скачкообразной, циклической, спиральной моделью развития взрослой психобиосоциальной системы. По мнению Грэйвза, человеческая природа движется по пути развития от одного равновесного состояния к другому. Каждое состояние добавляет новые элементы к тому, что было до него, одновременно образуя базу для следующего состояния. Каждый такой уровень человеческого существования определяет свой уникальный набор фильтров восприятия, предлагая конкретную систему взглядов на мир, конкретную систему ценностей. Что, в свою очередь, ведет к разным процессам принятия решений, принципам организации, идеологии и т.п.

Вот краткое описание уровней существования, проявившихся до настоящего времени.

Охотники-одиночки. Экспрессивный тип. Цель - биологическое выживание. Работают только базовые биологические инстинкты - голод, размножение и т.п.
Племя. Жертвенный тип: индивидуальность приносится в жертву выживанию племени. Цель - безопасность, выживание племени, семьи. Мир воспринимается полным духов, загадочных сил, которые следует ублажать.
Боги и герои. Экспрессивный. Попытка гиперреализации себя, импульсивно, любой ценой. Цель - личная власть, расширение сферы контроля. Мир - это джунгли, выживает сильнейший. Время великих путешественников и героев.
Жертва ради идеи. Жертвенный. Пожертвовать чем-то, чтобы получить награду позднее. Свои желания приносятся в жертву идее, высшему порядку. Чувство долга. Цель - стабильность, порядок, соблюдение ритуалов. На этом уровне появляются крупные религии, преследование ересей и т.п.
Большая игра. Экспрессивный. Проявляю себя обдуманно, в том числе и за счет других Реализация себя в конкуренции с другими, причем собственно процесс ценится выше результата. Проигравшему потом возвращают проигрыш, чтобы сыграть еще раз. Появляется профессиональный спорт, конкурсы красоты и т.п. Цель - успех, влияние.
Человек превыше всего. Жертвенный. Жертвую одним сейчас ради другого сейчас же. Жизненное кредо - бесплатных пирожных не бывает. Внимание к потребностям других людей. Появляется концепция экологии. Давайте лишимся завода, но будет чистый воздух. Цель - гармония, взаимный рост, сотрудничество.
Интеграция. Экспрессивный. Выражаю себя, но не за счет других. Стремление к интеграции конфликтов, удовлетворению всех потребностей. Цель - независимость, свобода, достоинство, интеграция в глобальную систему. Системный подход, учет контекста.
Глобальное сознание. Пока что характер этого уровня не вполне ясен. Жертвенный тип. Приспособление себя к базовым принципам устройства мира. Глобальное сообщество, восприятие человечества как целого, интеграция на уровне культур.
Теория Грэйвза предполагает, что 7-й уровень является первым уровнем второго яруса систем. Если теория верна, то их должно быть тоже шесть, в определенном смысле отражающих первые.

Каков механизм перехода биопсихосоциальной системы от одного равновесного состояния к другому? Грэйвз считал, что функционирование каждого уровня связано с определенными структурами человеческого мозга. Так, поведение системы на первом уровне (биологическое выживание) связано со структурами мозга, отвечающими за периодические по своей природе, жизненно важные физиологические потребности организма. (Фактически, Грэйвз еще в 1971 г постулировал существование таких структур). Он считал, что структуры мозга, обеспечивающие функционирование уровней, различны и активизируются существенно разными типами стимулов.

1-й уровень -- безусловные рефлексы, инстинкты.
2-й -- условные рефлексы (И.Павлов).
3-й -- инструментальное кондиционирование (Б.Скиннер)
4-й -- наказание и поощрение, вина (З.Фрейд)
5-й, 6-й -- обучение, социальное обучение (А.Бандура)

http://nlping.ru/?id=D33444E2-F45BA-BF4A5D57
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chёpopala
Активист
Активист
Пол: Пол:Женский
ТИМ: Дон Кихот
Возраст: 52
Знак зодиака: Весы
Откуда: с Урала
Зарегистрирован: 18.12.2005
Сообщения: 597
СообщениеДобавлено: Пт Дек 08, 2006 8:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вообще, очень интересно. А с подтипами это никак не связано?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chёpopala
Активист
Активист
Пол: Пол:Женский
ТИМ: Дон Кихот
Возраст: 52
Знак зодиака: Весы
Откуда: с Урала
Зарегистрирован: 18.12.2005
Сообщения: 597
СообщениеДобавлено: Пт Дек 08, 2006 8:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вроде бы первые жертвы - гармонизирующие, вторые - нормирующие, первые экспрессивные - доминанты, вторые экспрессивные - креативные.
Только вот с третьими неизвестно, что делать - но, возможно, их не так уж и много?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Lena
Местный
Местный
Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 13.02.2006
Сообщения: 1810
СообщениеДобавлено: Пт Дек 08, 2006 10:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

chёpopala писал(а):
Вообще, очень интересно. А с подтипами это никак не связано?
Unknown не знаю, мне показалось, что это естественный путь для каждого мировоззреия. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chёpopala
Активист
Активист
Пол: Пол:Женский
ТИМ: Дон Кихот
Возраст: 52
Знак зодиака: Весы
Откуда: с Урала
Зарегистрирован: 18.12.2005
Сообщения: 597
СообщениеДобавлено: Пт Дек 08, 2006 10:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Согласно теории спиральной динамики, на верхнем уровне культурной холархии существуют так называемые ценностные мемы высшего порядка – в английской терминологии vMeme (далее – цМемы). Каждый цМем представляет собой систему ценностей, которая в конечном итоге вызывает определенные верования, социальные группирования, паттерны мотивации, организационную динамику, цели. Если мы искусственно пытаемся привнести в общество решения или структуры, соответствующие цМему, отличному от того, на котором находится общество, они будут отторгнуты. Модель является иерархической, то есть цМемы в ней идут в порядке нарастающей сложности, но при этом открытой, то есть конечная точка неизвестна. На сегодняшний день описаны восемь уровней холоархии, которые представлены ниже.


1) Бежевый – автоматическое, инстинктивное мышление.

Уровень каменного века, не особенно распространенный сегодня на планете. На этом уровне доминируют инстинкты выживания, человек ведет себя в целом как животное, хотя и самое умное. Социальная организация: небольшие племенные группы.

Этика: отсутствует. Этично то, что способствует выживанию.

Современные примеры: новорожденные и очень старые люди.

Предпосылки к переходу на новый уровень: осознание себя как личности, постижение причинно-следственных связей, озабоченность выживанием, которое требует группового взаимодействия.


2) Фиолетовый – анимистичное, племенное.

Анимистическое, магическое, приземленное мышление. Индивидуум подчиняется интересам группы. Акцент на групповых ритуалах и поклонению духам. Кровные связи очень сильны. Сильная власть шаманов/вождей.

Этика: этично все, что идет на пользу племени.

Современные примеры: племена Африки.

Предпосылки к переходу: появление доминантного эго, личности, которая сильнее группы, ограниченность ниш для существования.


3) Красный – эгоцентричное, силовое.

Жесткий авторитаризм, проявляется в рабовладельчестве или подобных формах эксплуатации неквалифицированной рабочей силы. Власть через лидера и нескольких вассалов (двухуровневая модель). Убеждение, что люди ленивы и их нужно заставлять работать. Настоящие лидеры подавляют в себе человеческие эмоции. Характерен для ранних государств.

Этика: сильный прав.

Современные примеры: уличные банды, африканские королевства.

Предпосылки к переходу: признание власти морали, поиск смысла и цели жизни, увеличение дальности планирования.


4) Синий – абсолютистское, священное.

Патриотичное мышление, единственно верный способ думать, подчинение власти, навязывание чувства вины за несоответствие групповым нормам, самопожертвование во имя высшей цели. Активная защита «своих» от посягательств «чужих». Хорошо работает в индустриальных экономиках. Появление сложных иерархий. «Мыслить локально – действовать глобально».

Этика: религиозная или квази-религиозная.

Современные примеры: пуританские штаты США, современные конфуцианские китайские семьи, исламские государства.

Предпосылки к переходу: поиск лучшего выбора из многих альтернатив, поиск счастья в этой жизни, обнаружение ошибок церкви/руководства.


5) Оранжевый – материалистическое, ориентированное на достижения.

Рационализм, частное предпринимательство во имя собственного блага, экономическая мотивация, конкуренция улучшает производительность и качество товаров, способствует росту. Возможно, доминирующий цМем в современной Америке. «Мыслить локально – действовать локально».

Этика: светский закон превыше всего.

Современные примеры: «капиталисты» США, Западной Европы.

Предпосылки к переходу: обнаружение того, что материальное благосостояние не приносит счастья, обновленное чувство коллективизма, недовольство конкуренцией и неравенством.


6) Зеленый – социоцентрическое.

Акцент на совместном росте, равенстве, гуманизме, толерантности, стабильности, внимании к вопросам окружающей среды. Мотивация – человеческие отношения и обучение. Ценятся открытость и доверие, а не конкуренция. Лидера становятся менее автократическими, иерархии размываются. Эффективность падает, наступает стагнация. «Мыслить глобально – действовать глобально».

Этика: законы важны, но они должны служить благосостоянию всех.

Современные примеры: социальные государства Европы, Гринпис, левое движение.

Предпосылки к переходу: слишком высокая стоимость коллективных решений, необходимость конкурировать с системами, несущими меньшее количество социальных обязательств.


7) Желтый – системное, интегрирующее.

Мотивация обучением, акцент на росте, изменениях, вызовах. Системное мышление, экология уходит на второй план (но сохраняется), на первых план выходит эффективность системы. Признание ценности хаоса и самоорганизации. «Мыслить глобально – действовать локально».

Этика: этика является предметом договора между людьми, а не государства.

Современные примеры: компании высокотехнологичного сектора.

Предпосылки к переходу: поиск порядка в хаосе, поиск направляющих принципов, соединение духовности и физики.


8) Бирюзовый – глобалистское, модернизаторское.

Синергетическое, голографическое мышление, возможность в полной мере видеть достоинства и недостатки предшествующих уровней, интегрируя их в единую целостность.

Современные примеры: теория Гайи, «глобальная деревня», идея плюралистической гармонии Ганди.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chёpopala
Активист
Активист
Пол: Пол:Женский
ТИМ: Дон Кихот
Возраст: 52
Знак зодиака: Весы
Откуда: с Урала
Зарегистрирован: 18.12.2005
Сообщения: 597
СообщениеДобавлено: Пт Дек 08, 2006 10:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это тоже из теории Грейвза.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
chёpopala
Активист
Активист
Пол: Пол:Женский
ТИМ: Дон Кихот
Возраст: 52
Знак зодиака: Весы
Откуда: с Урала
Зарегистрирован: 18.12.2005
Сообщения: 597
СообщениеДобавлено: Пт Дек 08, 2006 10:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А это - чисто мои фантазии. ИМХО. С бежевым уровнем у меня не было ассоциаций, пришлось писать того - кто остался - Гюги и Гамы, простите!

1. Бежевый - Гюго, Гамлет
2. Фиолетовый - Есенин, Бальзак
3. Красный - Жуков, Наполеон
4. Синий - Максим, Робеспьер
5. Оранжевый - Джек, Штирлиц
6. Зеленый - Достоевский, Драйзер
7. Желтый - Дон Кихот, Гексли
8. Голубой - Дюма, Габен
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Vitaliy_17
Участник
Участник
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Гамлет
Откуда: Ивано-Франковск
Зарегистрирован: 24.11.2006
Сообщения: 35
СообщениеДобавлено: Чт Янв 18, 2007 12:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Базировать свои исследования на одной социальной группе (в данном случае, студентах) по меньшей мере несколько неосмотрительно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Gita
Активист
Активист
Пол: Пол:Женский
ТИМ: Гамлет
Возраст: 42
Знак зодиака: Телец
Зарегистрирован: 06.10.2006
Сообщения: 578
СообщениеДобавлено: Пн Янв 22, 2007 8:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

chёpopala писал(а):
А это - чисто мои фантазии. ИМХО. С бежевым уровнем у меня не было ассоциаций, пришлось писать того - кто остался - Гюги и Гамы, простите!



Не прощаю! Mad
После того, что тут выше о каменном веке безо всякой этики понаписано, да ещё типа от лица авторитетного спеца, и вдруг нате вам - бежевый, и вдобавок по остаточному принципу! Shocked
Да ещё базовым ЧЭ...вот это и называется: будить в человеке зверя, именно что асоциальные фантазии! Surprised
_________________
Gaudeamus igitur,
juvenes dum sumus Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Нигилист
Бывалый
Бывалый
Пол: Пол:Мужской
ТИМ: Бальзак
Возраст: 42
Знак зодиака: Рыбы
Откуда: С луны свалился
Зарегистрирован: 10.02.2007
Сообщения: 3124
СообщениеДобавлено: Вт Фев 13, 2007 7:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Грейвз все здорово описал. Только не ясно, в чем же здесь его новаторство? Разве только в методе изучения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Психология и соционика -> Гуманистическая и экзистенциальная психология Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2006 phpBB Group

Igloo Theme Version 1.0 :: Created By: Andrew Charron